Главная \ Новости \ Вкус американской мечты, или Чем армянская семья завоевала супермаркеты Нью-Йорка

Вкус американской мечты, или Чем армянская семья завоевала супермаркеты Нью-Йорка

« Назад

Вкус американской мечты, или Чем армянская семья завоевала супермаркеты Нью-Йорка 16.03.2018 13:23

Когда-то воображаемый рис помог Гоар спасти детей. На настоящем рисе ее дочь Грануш построила будущее своей семьи.

Для известных армян США американская мечта была трудной. Но для Ханны Каладжян она оказалась еще и вкусной.

О том, как домашний рисовый плов западных армян попал в американские супермаркеты, напомнила газета Boston Globe и журналист Кейт Пандольфи:

Моя семья так любила рис, что когда мы переехали в Цинциннати, мама захватила его с собой — целый ящик, опасаясь, что на новом месте его не найдет. Я до сих пор время от времени его покупаю.

И совсем недавно я узнал: придумала этот продукт армянская семья из Ворчестера. Совсем недалеко от нашего старого дома в Шрусбери. История Ханны Каладжян снова напоминает, насколько достижима американская мечта.

Ханна родилась с именем Грануш Кардацохян, в турецком Дюздже. В 1915 году турки забрали ее отца Матевоса в трудовой лагерь, откуда он не вернулся. В 1920 году ее семья бежала оттуда в Константинополь.

Там ее мать, Гоар, вынужденно отдает Грануш в детский дом: всех детей содержать она не могла. Через год они воссоединились и бежали в Ливан. Оттуда мать поехала с детьми в Нью-Йорк, к старшей сестре. Уже в Америке Грануш устроилась на работу в один из магазинов Bloomingdale's. Когда там возникли сложности с ее армянским именем — посетители и коллеги медленно по буквам читали ее имя и не могли верно произнести — Грануш сменила его на привычное для американцев имя Ханна.

Скоро она встретила Геворга (Джорджа) Каладжяна, тоже беженца из Армении. Они обосновались в Ворчестере, где Джордж открыл овощную лавку и закусочную.

Сначала там подавали кофе с пончиками, но потом прибавились обеды: китайский чоп суэй, тушеная говядина, британские запеченные бобы — и армянский рисовый плов.

Его Грануш помнила с детства. В Константинополь из Дюздже они шли пешком. Детям было нечего есть, и мать проводила воображаемой ложкой в воображаемом котелке: "Вот и плов. Скоро будет готов… Чувствуете?".

"Я до сих пор чувствую его запах и свет очага", — вспоминала она в автобиографии.

В середине 1970-х улицы перепланировали. Закусочная и лавочка оказались в стороне от большого движения. Однако Грунуш это не остановило — она нашла новое решение: домашний плов смогут попробовать не только у них в закусочной, но и в любом магазине за сотни километров.

"Она входила во все тонкости нового дела. Выясняла с поставщиками риса его срок годности. Даже сама придумала рисунок на пачках. Плов готовили на втором этаже из коричневого риса, лапши и курятины. В одной комнатке работали несколько человек. Прямо как в мультиках Микки Мауса", — улыбается ее дочь Кэрол Каспарян.

Она возила мать по магазинам по всему Восточному побережью. С ними был столик и электрическая скороварка, чтобы готовить образцы на месте.

"У мамы были водительские права, но водить она всегда боялась", — улыбается дочь.

Скоро сотни магазинов Stop & Shops, Star Markets, и даже сеть Macy's в Нью-Йорке стали заказывать новый быстрый обед в коробках. К середине 1980-х Near East был в топ-10 продаваемых товаров в супермаркетах Бостона.

Сейчас уже дочь Грануш — Кэрол в рисовом бизнесе не работает. В 1986-м Near East продали корпорации Heinz Co. (которая производит легендарный кетчуп), а теперь брендом владеет другой гигант — PepsiCo. Плов в коробках дочь не покупает. Готовит его сама, как когда-то готовила мать.